четверг, 17 января 2008 г.

Путешествие на Валдай.

Валдай - небольшой районный городок в Новгородской области. Население его не превышает 20 тысяч человек. Летом численность населения резко возрастает за счет дачников и многочисленных туристов. Валдайская земля прекрасна своими живописными пейзажами, чистым воздухом, прозрачностью озер. Она влечет своей красотой, таинственной неизведанностью старины. О древности здешних мест говорят археологические памятники и многочисленные легенды о происхождении Валдая.

Одна из них сообщает о том, что жил на берегу озера удивительной красоты юноша — кузнец по имени Валда. Каждый день вставал он с восходом солнца и шел к озеру умываться. И только склонится он над водой, чтобы набрать в ладони прозрачной влаги, как лицо его начинает отражаться в озере. И любо воде отражать лицо это, и просыпается вода, спавшая всю ночь, начинает волноваться, выплескивая волны на берег и повторяя: «Валда, Валда, Валда...». Так и стали люди звать воду эту «Валдою». Поселение, где кузнец жил, тоже «Валдою» прозвали, потом Валдаями, Валдаем...

Первожителями здешних мест были финно-угорские племена. Они и дали имя Валдаю, которое на одном из финно-угорских говоров означает «живая вода», «животворящая вода».

Первое письменное упоминание о Валдае относится к 1495г. Под этой датой в писцовой книге Деревской пятины Новгородской земли было впервые указано Валдайское селище в два двора: двор Якушки Демехова, двор сына его Климки. В XVI в. Валдай известен как дворцовое село, принадлежащее государю, а в нем 94 двора.

В 1653г. на Сельвицком острове Валдайского озера началось строительство Иверского монастыря, основателем которого был патриарх Никон. Монастырю суждено было занять особое место в истории русского православия и отечественной истории в целом, а также в истории русской культуры, как уникального памятника зодчества, центра изразцового производства, кузнечного и литейного мастерства, резьбы по дереву и камню, книгопечатания.

Для того чтобы придать больший авторитет патриаршей стройке, царь Алексей Михайлович приказал переименовать свое дворцовое село Валдай в Богородицыно, Валдайское озеро — в Святое, подарив их монастырю вместе с другими деревнями, полями, лесами, болотами, реками и озерами. Во владении Иверского монастыря с. Богородицыно находилось до 1764 года. Отписывая село от монастыря, Екатерина II одновременно официально вернула ему и первоначальное название — Валдай, а 28 мая 1770 года последавал ее именной указ о возведении Валдая в ранг прочих российских городов.

Спустя два года последовал еще один императорский указ, даровавший герб г. Валдаю, означающий милость Екатерины II к сему селению и гористое его местоположение.

Указ конкретизировал систему градоустройства Валдая и определял преимущества, получаемые местными жителями в связи с этим, стимулировал развитие торговли, ремесел, строительства.

Из Петербурга был выписан план регулярной застройки Валдая. В первую очередь отстраивались казенные каменные дома: магистрат, народное училище, императорский путевой дворец и дворцовая церковь во имя великомученицы святой Екатерины, возведенная по проекту Н.А.Львова.

Планировочная структура старого Валдая, здания гражданской и культовой архитектуры XVIII – XIX вв. сохраняются и сегодня.

Пройдя по городскому Посаду (ул.Народная), человек XXI в. имеет возможность прочувствовать колорит такого типичного и одновременно своеобразного уездного города России, как Валдай.

В XVIII в. в Валдае появляются заводы — мыловаренные, свечесальные, кожевенные, колокольные. Продукция последних прославила Валдай ямскими и церковными колоколами.

Валдай – родина ямского колокольчика. Здесь впервые в истории мировой колокололитейной практики стали отливать ямские поддужные колокольчики, сделавшиеся своеобразным символом России и русской дороги.

Предания относят рождение валдайского колокольчика к XV в., к моменту присоединения новгородских земель к Москве. По легенде вечевой колокол, символ новгородской вольности, отправленный Иваном III в Москву, добравшись до валдайских гор, упал с воза, покатился под горочку, и, убившись насмерть, рассыпался на множество осколков. Каждый из них чудесным образом превратился в маленький колокольчик. Так на главной русской дороге родились валдайские колокольчики, столько веков помогавшие странникам в пути.

Кажется, сколько веков существовала русская дорога, столько на ней и звучал колокольчик... Но это не совсем так. Поддужные колокольчики появляются только в конце XVIII в. В это время они не подписывались, поэтому точную дату их рождения назвать не возможно.

Двести лет назад, в 1802 году, валдайские мастера Филипп Терской, Алексей, Иван, Никита Смирновы впервые подписали свои колокольчики. С тех пор валдайские колокольчики и славились своими надписями: «Кого люблю, того и дарю», «Кто колокол купит, тот счастлив будет», «Звени, утешай, ездить поспешай», «Спешу на родину», «Звону много, веселей дорога», «Дар Валдая»...

Колокольчик предупреждал дорожно-транспортные происшествия, был своеобразным знаком спецтранспорта. Пользоваться им могли только «казенные» экипажи – фельдъегерские, полицейские и почтовые.

Сегодня в Валдае работает единственный в стране Музей колоколов, в экспозиции которого представлены знаменитые валдайские поддужные колокольчики, церковные колокола, отлитые в различных литейных центрах мира, в т.ч. и в Валдае.

В музее можно увидеть древние новгородские била, подарочные, настольные, дверные, пастушьи колокольчики разных эпох.

Посетители могут послушать колокольный звон в исполнении специалистов, но могут и сами позвонить в колокола.

Валдай славился не только колокольчиками.

Особую славу Валдаю, стоящему на середине Московско-Петербургского тракта и сосредотачивающему все свои силы, таланты, предприимчивость на обслуживании проезжающих через город путешественников, принес бараночный промысел. Удивительные на вкус баранки продавались самыми лучшими красавицами Валдая с непременными поцелуями.

Строительство Николаевской железной дороги привело к резкому сокращению количества путешественников, следующих через Валдай, и способствовало упадку знаменитых ремесел и торговли. Однако, и во второй половине XIX — начале XX вв. Валдай не переставал привлекать к себе внимание россиян.

Общерусским актом благотворительности стало сооружение Короцкого женского монастыря на родине святителя Тихона Задонского близ Валдая. В это время увеличивается число не праздноедущих или спешащих по делам путешественников, а паломников, следующих к святым местам. Все более валдайская земля осознается как особое место покоя, святости, уединения. Люди едут к валдайским обителям, к часовням на святых ручьях, к местам, отмеченным подвижничеством святых старцев.

Целительное воздействие валдайской природы было известно с давних пор. В 1915 г. был открыт Варницкий курорт близ Валдая с грязе- и водолечением.

В этот же период на Валдай поехали дачники, желавшие получить отдохновение, покой, заряд творческих сил.

В городе появились усадьбы писателя Всеволода Соловьева, публициста Михаила Меньшикова, педагога и общественного деятеля Виктора Острогорского и др.

Дачниками валдайскими были С. Нилус, П. Георгиевский, П. Вахрушев, Рерихи, Панаевы, Дягелевы... Валдай давал им духовную, творческую силу, дарил сюжеты, делал их частью своего бытия. Да и само понятие «дачники» - неотъемлемая черта русской провинции.

Какая она? Ушел ли от нас ее особый мир? Чтобы понять это, надо приехать в Валдай и не спеша пройтись по залам редкостного Музея уездного города. Это не только своеобразный семейный альбом Валдая, это образ коренной, глубинной, провинциальной России с ее особым укладом жизни, психологией, традициями.

Надолго запомнится посещение музеев, исторических достопримечательностей валдайского края, теплоходная прогулка по живописному Валдайскому озеру.

Уникальность валдайской природы всегда составляла главную суть этой земли. Природоохранной, научно-исследовательской деятельностью на Валдае с 1930х гг. занимается Валдайский филиал Государственного гидрологического института, а также Национальный парк «Валдайский», созданный в 1990 году.

Валдай и сегодня остается излюбленным местом отдыха.

К услугам отдыхающих на Валдае имеются городские гостиницы «Валдай» и «Валдайские зори», а также базы отдыха, расположенные на валдайских озерах «Северное сияние», «Сосновый бор», «Берендеево царство», «Берег Валдая». Самый комфортабельный отдых предлагают дом отдых «Валдай» и база отдыха ООО Лентрасгаз «Голубой факел».

Валдай принимает не только экскурсионно-туристические группы, индивидуальных туристов и едущих на отдых семьями, но и работает по организации специальных паломнических маршрутов с проживанием в действующем Иверском монастыре.

И так же как в древности, среди прочих святынь Валдай чтит имя свое и озеро, помня, что Валдай — и есть вода; живая, животворящая вода.

Н.П. Яковлева, ведущий научный сотрудник Валдайского филиала Новгородского музея заповедника.
http://www.ltg.ru/hosting/abazhenov/valday.html

Комментариев нет: